Sequencer.Ru - синтезаторы, клавишные инструменты
Портал о клавишных инструментах
Как выбрать синтезатор
Характеристики синтезаторов
Производители синтезаторов
Каталог производителей
Учебные и развлекательные
Синтезаторы с автоаккомпанементом
Профессиональные рабочие станции
Цифровые пианино
Синтезаторы для клубной музыки
VST и миди-клавиатуры
Грувбоксы
Семплеры
Форум

Сегодня на форумах

продам японские басы,... »
продаю микшерный пульт и... »
продам в Москве... »
продам клавишные Продам... »
продам японские басы,... »
продаю микшерный пульт и... »
продам в Москве... »
продам японские басы,... »
продаю микшерный пульт и... »
продам в Москве... »
продам японские басы,... »

Все темы

Реклама

 
синтезаторы, клавишные инструменты синтезаторы, клавишные инструменты синтезаторы, клавишные инструменты
Главная страница / форум / Электропиано и электроорганы / Фортепиано: краткая ретроспектива.

Логин: Пароль:
Зарегистрироваться | Вспомнить пароль | Правила форума

Автор Дата Фортепиано: краткая ретроспектива.
Pages:   1 
wolfgang 24.1.2009 22:51 На рубеже ΧVΙΙΙ века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который по выразительности не уступал бы скрипке, а по мощи хотя бы отдалённо приближался к органу. А кроме того, обладал бы сильным, динамически разнообразным и богатым звуком. Неизбежность появления такого «универсального» клавишного инструмента к концу 17 века была уже объективной.

Одним из первых (как считается до сих пор) эту проблему решил флорентий-ский мастер Бартоломео Кристофори. Примерно двести пятьдесят лет назад Кристофори работал у герцога Медичи, имевшего богатую коллекцию музыкальных инструментов. В его обязанности входило следить за порядком в музее и ремонтировать инструменты. А в свободное время Кристофори конструировал новые.

И вот в один прекрасный день 1709 года в коллекции Медичи появился новый музыкальный инструмент. На первый взгляд он мало чем отличался от клавесина. Но на самом деле в этом инструменте было замечательное новшество: звук извлекался ударом по струнам деревянных молоточков, обтянутых лосиной кожей. Инструмент чутко откликался на прикосновение пальцев руки к клавишам, а специальный механизм позволял молоточку после удара по струне быстро возвращаться в исходную позицию.

Бартоломео Кристофори назвал свое изобретение «клавишный инструмент, играющий нежно и громко» или «клавесин с тихим и громким звучанием». Это название затем было сокращено и появилось слово «фортепиано» («форте» – громко, «пиано» – тихо). Вскоре к идее создания фортепиано, независимо от Кристофори, пришли и в других странах: во Франции – Жан Ма-риус (1716 год), в Германии – Готлиб Шрётер (1717 год). Система, основанная на принципе подбрасывания прикреплённого к клавише молоточка, была изобретена Зильберманом и его учеником И. Штейном в 1731 году. В 1821 венский мастер Эрар изобрёл механику с «двойной репетицией», которая позволяла извлекать звук при быстром повторном нажатии клавиши (в предыдущих инструментах молоточек медленно отходил от струны, и это было невозможно). Сегодня у крупных производителей фортепиано свои, немного различающиеся, версии фортепианной механики.

Однако признание фортепиано завоевало не сразу. Долгое время у него был известный серьезный соперник – старый клавесин. Мирясь с недостатками клавесина, композиторы создали для него множество прекрасных произведений. Его звучание было традиционно привычно слуху музыкантов и публики. Около ста лет понадобилось, чтобы «перевоспитать» слух меломанов и при-учить публику к звучанию фортепианному.

Моцарт, в юности играя лишь на клавесине, спинете и клавикорде, освоил фортепиано и стал сочинять музыку, которая смогла показать инструмент во всем блеске (хотя именно Моцарта сложнее многих исполнять на фортепиано в плане стилистики). Он стал первым из великих музыкантов, выступавших в концертах перед публикой на фортепиано. Окончательно «сдался» клавесин лишь при Бетховене: старенький и тихо звенящий, он уже не выдерживал звукового шквала напористой и мощной музыки великого мастера (к тому же постепенно терявшего слух).

Конечно, первые фортепиано были мало похожи на наши современные инструменты. Они были далеко не совершенны. Зато в ΧΙΧ веке фортепиано развивалось очень интенсивно: постоянно совершенствовался механизм, изменялось расположение струн. Молоточек при обычном нажатии клавиши ударяет по трем струнам одинаковой длины и толщины. А мастера придумали «левую» педаль, которая сдвигает молоточки, так что они задевают лишь одну или две струны (una corda). Это значительно меняет тембр звука и ослаб-ляет его силу.

Были созданы два вида фортепиано: горизонтальный, с крыловидным корпусом – рояль (по-английски royal – королевский), и вертикальный – пианино (по-итальянски pianino – маленькое пиано). Рояль – признанный концертный инструмент. Пианино же используется там, где нельзя поставить большой рояль и можно обойтись меньшей силой (и разнообразием) звука.

Фортепианная механика
Звук в фортепиано извлекается ударом молоточка о струны. Струны с помощью колков натянуты на резонансную деку (в пианино дека находится в вертикальном положении, в роялях – в горизонтальном, соответственно расположена и механика). Для каждого звука выше большой октавы существует «хор» струн: три для среднего и высокого диапазонов, две или одна – для нижнего. Струны ниже среднего и басового регистров имеют навивку, «канитель».

Диапазон большинства фортепиано составляет 88 полутонов от «ля» субкон-троктавы до «до» пятой октавы (более старые инструменты могут ограничиваться нотой «ля» 4-й октавы). В нейтральном положении струны, кроме последних полутора-двух октав, соприкасаются с демпферами. При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой. При нажатии на клавишу от струн отделяется демпфер (глушитель), чтобы струны могли свободно звучать, и по ним ударяет молоточек, обитый фильцем (войлоком).

В современных фортепиано присутствует две или три педали. В самых ран-них инструментах для этих целей использовались выдвижные рычаги, которые исполнитель должен был нажимать коленями. Правая педаль (её называют иногда просто «педаль», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, и после отпускания клавиш соответствующие струны продолжают звучать. Все остальные струны инструмента в это время также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука (вызывая симпатический резонанс).

Правая педаль используется в двух целях: связать последовательность звуков неразрывно (legato) там, где это невозможно сделать пальцами и, что важнее, – обогатить звук обертонами (высшими тонами, в сумме и создающими богатство звука).

Левая педаль используется для изменения тембра (на более мягкий, таинственный) и ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков влево, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда по одной). В пианино же молоточки просто приближаются к струнам (тем самым ограничивая амплитуду своего хода).

Средняя (или третья, так как исторически она была добавлена последней) пе-даль, или педаль sostenuto, служит для избирательного поднятия демпферов. При нажатой средней педали демпферы, поднимаемые при нажатии клавиш, взятые синхронно с педалью, остаются поднятыми до отпускания педали. Она, как и правая педаль, может служить для игры legato, но не будет обогащать звук вибрацией остальных струн. Этот приём используется, когда пианисту необходимо провести мелодическую линию отдельно и legato (например, в басах – в органных произведениях).

Сегодня средняя педаль у большинства пианино отсутствует, но присутствует у большинства роялей. Встречаются также пианино, в которых средняя педаль «задвигается» влево (фиксируется), при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет, например, играть ночью (функция «модератора»).
Конечно, появление на рынке современных цифровых пианино решило мно-жество вопросов и проблем современного фортепиано, однако одновременно поставило перед производителями и целый ряд новых... К этому мы, наде-юсь, вернёмся в продолжение темы.
Синди 25.1.2009 14:18 Матриал просто замечательный прочла все. Wolfgang - спасибо!
28.2.2009 21:30 wolfgang, а я смотрю вы большой специалист по фортепиано;) продолжайте в том же духе, пожалуйста
wolfgang 28.2.2009 23:37 Martini:"...я смотрю вы большой специалист по фортепиано;) продолжайте в том же духе, пожалуйста"

-Дык на фортепиано конструкторская мысль как бы замерла...
Но о цифровых я обязательно подготовлю развёрнутую статью, кое-то (как намётки) и в этом форуме писАл...
Бебл 01.3.2009 09:55 wolfgang - будем ждать :)!
tranyur 03.3.2009 00:59 Спасибо,очень интересно.
12.3.2009 22:07 wolfgang, интересно было прочитать вашу статью. Спасибо вам. Я правильно понимаю - клавишные ваша специальность? Видимо вы ас в этом деле! Поделитись пожалуйста источниками ваших знаний, расскажите вашу историю. Я думаю многим будет любопытно:)
wolfgang 12.3.2009 22:35 -Специальность, 17 лет основного обучения+аспирантура+конкурсы...
История ЕЩЁ не дописана, так что и рассказывать пока больше нечего...
13.3.2009 16:51 Очень интересно, хоть просветилась, а то была темная вокалистка, не знающая историю фортепиано.А как вы сами думаете,wolfgang в наш век прогресса фортепиано останется по-прежнему актуальным?
wolfgang 13.3.2009 23:18 -Знаете, дорогая malina, "на рояле - всегда немного скользко!"(с), но историю инструмента знать, всё же, полезно!
Вокалисток - уважаю и даже люблю (от рожденья!)...
Pages:   1 

Чтобы участвовать в обсуждении тем форума Вы должны авторизоваться!

  © 2007-2011 "Sequencer.Ru" - синтезаторы
Дизайн сайтов Дизайн современных сайтов
Интернет-статистика hosted by .masterhost Rambler's Top100